«Дай нам небо два крыла…»

Автоспорт. Для кого-то это всего лишь развлечение, а для кого-то целая жизнь. На эту тему можно говорить бесконечно долго, особенно если повезло с собеседником. Мне повезло. Андрей Васильевич Герасенков, мастер спорта международного класса, победитель этапов чемпионатов Европы, руководитель Центра повышения водительского мастерства и просто хороший человек с готовностью ответил на важные и порой непростые вопросы.

Андрей Васильевич, расскажите, пожалуйста, как сейчас обстоят дела с развитием автоспорта в Петербурге?

Не только в Петербурге, но и в принципе в стране – не фейерверк. Что такое автомобильный спорт? Это отображение экономической действительности в стране. Вот насколько развит автоспорт, настолько можно судить об экономике страны. В России она далеко не идеальна. Хотя всплески есть. И даже прорыв - появился первый российский гонщик в Формуле-1. Это все-таки результат  экономического успеха. Но 100% не спортивной деятельности.

А как-то отличается автоспорт в Петербурге и Москве?

Конечно! И не только в Москве и Санкт-Петербурге. Сейчас нужно рассматривать такой серьезный регион как Зауралье. Вот там автомобильный массовый спорт развит гораздо лучше, чем в Петербурге и Москве. Этому есть свои причины, все не просто так.

Почему же?

У них это движение только начинает совершенствоваться. Там участвуют машины, доступные среднему классу. Если у нас развивается автомобиль стоимостью около 100 тысяч долларов,  то там, в основном, едет «монопривод»– восьмерки, например. Нашим же зрителям это уже приелось, а новая эра еще не началась.

Андрей Васильевич, а вот вы говорили, что наконец-то в Формуле поехал первый российский пилот. Почему мы так долго этого ждали, неужели раньше не было хороших пилотов?

Пилоты были. Даже в советские времена было очень много людей, способных занимать лидирующие позиции – и не только в Формуле-1, но и в ралли. Однако экономика страны не позволяла выступать в Формуле. Дело в том, что в таком спорте не нужны спортсмены в чистом виде. Если ты выигрываешь одну гонку за другой, то тебя нужно «посадить» в Формулу-1 – это советское представление об автомобильном спорте. На самом деле это спорт для людей с деньгами. Вот поэтому в Петербурге нестабильное развитие автоспорта – очень мало людей, умеющих зарабатывать деньги и приносить их в это дело.

Ну а как можно исправить ситуацию?

Очень бы хотелось, чтобы появились люди, которые  бы представляли, как и из чего вообще складывается автомобильный спорт. Ко мне очень часто мамы приводят детишек и говорят: «сделайте из него Шумахера».  А мне очень тяжело объяснять этим мамам, что я могу сделать из вашего мальчика Шумахера и, наверное, он будет подходить под каноны как пилот, как человек, который управляет автомобилем. Но сможете ли вы создать ему такую атмосферу вокруг, чтобы он смог почувствовать себя на уровне тех пилотов, которые ездят в Формуле? Уровень жизни гонщика Формулы-1 определяется миллионами долларов. Мало быть талантливым человеком. Должен быть подобающий уровень жизни. И только тогда ты сможешь стать чемпионом мира.

Ну а если в целом брать - отличатся ли современный автоспорт от того автоспорта, который был в начале 80-х 90-х годов?

Очень сильно отличается! Золотой период развития автоспорта в нашей стране – это 80-е годы. Тогда был пик развития, потому что экономика страны поднималась и автомобилизация соответственно тоже. Было к чему стремиться. Тогда стать мастером спорта было в десять раз сложнее, чем сейчас.

А что надо было сделать, чтобы стать мастером спорта тогда и что сейчас?

В течение двух лет надо было три раза попасть в тройку на чемпионате республики. В то время к автоспорту было довольно сложное отношение со стороны властей. Был даже такой период, что был вообще запрещен грузовой автомобильный спорт в стране. Потому что министр автомобильной промышленности увидел, как на соревнованиях переворачивается грузовик. И после этого запретили. Ведь этот грузовик мог перевести столько добра для народного хозяйства! И такое же отношение было к нашему легковому спорту. Передовикам производства не хватает автомобилей, а эти идиоты их разбивают?! Вот такое было отношение к автомобильному спорту. Тем не менее, на старт «Белых ночей» в 80-е годы выезжало 160 экипажей. А сейчас 40, 50 максимум. Вот вам и разница. При этом сейчас в ралли едут «Субару» стоимостью 200 тысяч евро или Жигули стоимостью 25,  а мы тогда выступали на автомобилях ценою в 5-6 тысяч рублей. Т.е. все машины были практически одинаковые. Соответственно, из 160 выбиться в тройку призеров было невероятно сложно. А тут еще и три раза подряд. Здесь надо сказать, что в регионе было всего две гонки  - «Белые ночи» и «Невские огни»  по одному разу в год, недаром был обозначен период два года. То есть из четырех гонок ты мог проиграть только одну. А для того, чтобы получить мастера спорта международного класса, надо было выезжать на международные соревнования, которых, конечно же, в Советском Союзе не проводилось. Выехать за границу было непросто. Мало того, что надо было попасть туда самому, так еще и машину вывезти, а там на своих «Жигулях» соревноваться с «Тойетами», «Фольксвагенами» и т.д.

Там тоже был норматив: трижды войти в число призеров на чемпионатах Европы. Вот что такое был статус международных соревнований, а сейчас почти каждая гонка как международная регистрируется.

Мне кажется, что и сами люди изменились. Сейчас автоспорт все больше приобретает статус развлечения…

Абсолютно согласен! К тому же тогда было гораздо больше людей, увлеченных автоспортом. Бизнес был вне закона. Человек, который зарабатывает деньги, выпадал из общества. Это было обусловлено укладом государства - ты не имеешь права зарабатывать деньги. Вот спортом, пожалуйста -  иди занимайся! Была совсем другая направленность для приложения человеческих сил.

Андрей Васильевич, ещё несколько вопросов непосредственно о вас. Хотела спросить, Вы считаете себя хорошим водителем?

Я уже давно перестал градировать людей на хороших и плохих.  Для меня важнее всего профессионализм. Я бы сказал, что я считаю себе безопасным водителем. 

А что же представляет из себя безопасный водитель?

На сегодняшний день безопасный водитель – это человек, который четко может спрогнозировать, где его автомобиль остановиться. Не имеет значения, какое покрытие и какие колеса. Это человек, который может в создавшейся критической ситуации сохранить жизнь себе, своему автомобилю и окружающим. Это не я придумал - это требование нашей жизни.

Есть ли у Вас личные правила, которые Вы никогда не нарушаете на дороге?

Да. И их очень много. Я никогда не езжу под красный сигнал светофора.  Любое нарушение правил ПДД я воспринимаю как нечто сверхъестественное. Ну кроме скоростного режима и то, по понятным причинам. И для меня этот скоростной барьер тоже очень лимитирован.

А что думаете по поводу допустимой нормы алкоголя за рулем?

Очень спорный вопрос. Я считаю, что алкоголь должен быть запрещен. На Западе  - да, такое допустимо. Но там и не требуется принимать тех экстренных решений, которые нужны водителю на наших дорогах. У нас нет права на расслабление. Не бывает спокойной зоны управления. Водитель всегда либо защищается, либо атакует.

Есть ли у Вас машина мечты?

Сейчас уже нет. В свое время была мечта - спортивный автомобиль «Лянча» и «Тойота». Все было. Но сейчас я уже отношусь к автомобилю по другому. Все-таки это должен быть надежный, крепкий автомобиль, и чтобы я заезжал на сервис только для ТО.

Андрей Васильевич, если в трех словах, что для вас автоспорт?

Тут одного слова хватит. Это жизнь.

 

(с) Заславская Евгения

Опубликовано в журнале "По Автосалонам Петербурга"


 

© kosmodevochka

Сделать бесплатный сайт с uCoz