Андрей Герасенков рассказал, как снизить аварийность на дорогах

На прошлой неделе Госавтоинспекция опубликовала статистику аварийности за последние 9 месяцев. Цифры ужасающие. К сожалению, это уже мало кого удивляет - на наших дорогах по-прежнему гибнет огромное количество людей. Известия решили попробовать разобраться  в этой ситуации и пригласили в гости эксперта – Андрея Васильевича Герасенкова.

 

Андрей Васильевич, один классик сказал, что в Росси две проблемы: дураки и дороги. Современное поколение сузило проблему до «дураков НА дорогах».  Согласны с этим?

Конечно, хотелось бы заострить внимание на дураках, но я думаю, что решение этих проблем все-таки в дорогах и в организации дорожного движения. На самом деле, за границей дураков на дорогах тоже хватает, но, тем не менее, там аварийность ниже, и поэтому я не могу говорить, что в России все проблемы с аварийностью связаны с дураками на дорогах. Когда принятие решений по безопасности дорожного движения в руках непрофессионалов, то и результат соответствующий. Нельзя только констатировать проблемы, которые происходят на дорогах. Нужно пытаться их предотвращать.  Управленцы должны идти на шаг впереди этой проблемы.  Недавно я принимал участие в телепередаче, а там выступала одна дама из лицензионного отдела. Меня просто поразило, как она сказала: «Вы что ж хотите, что бы власть опережала события? Такого в жизни никогда не бывает! Она должна обязательно проанализировать, что происходит, а после этого только принимать решение».  В Европе же все наоборот – впереди смотрящие всю нацию тянут за собой, а не ждут, когда что-то произойдет.

А в чем отличия авто-образования у нас и на Западе? Что означает профессия преподавателя в автошколе на Западе?

Прежде всего, преподаватель на Западе – это лидер определенной группы  людей. И это престижная и хорошо оплачиваемая профессия. Причем, официально оплачиваемая, а не  в виде взятки инструктору. У  нас же, как правило, инструктора (конечно, не все!) – это люди, которые не нашли себе другого применения в жизни. У них есть автомобиль и три года стажа, и вот они идут заработать денег. Не более того. Ни  о каком высшем специальном образовании, ни о каких учебных программах даже речи не идет. В Германии, например, подготовкой немецких преподавателей занимаются специальные академии. В течение полугода по 8 часов в день проводятся только теоретические занятия. И заплатить за обучение немецкому инструктору придется от 5500 до 8000 евро в зависимости от выбранной категории преподавания.

Чтобы стать преподавателем в шведской автошколе, необходимо окончить трехлетние курсы для учителей вождения. Т.е. требования к преподавателю очень жесткие. На данный момент в нашей стране преподавателей готовят достаточно формально – по сути, обучение заключается лишь в покупке удостоверения инструктора или преподавателя автошколы.  Это ключевая проблема аварийности на дорогах. Поэтому, готовить грамотных высококвалифицированных преподавателей для автошкол -  вот первоочередная задача для нашей страны, потому что именно она  может изменить ситуацию на дорогах.   

Сейчас многие ругают процесс обучения в автошколе. Что бы конкретно хотелось изменить в этом самом процессе?

Первоначально, хотелось бы, чтобы кто-то выпускающий якобы новые программы обучения (а реально просто увеличивающий часы обучения), наконец сформулировал  перечень знаний и умений водителя, которого выпускает автошкола. Ведь сейчас этого нет. Понятие это очень размыто. Нет четкого понимания, с какими навыками человек должен выйти из автошколы. И как только это изменится, сразу станет ясно и понятно - кого нужно готовить и чему нужно учить людей. 

Хорошо, но ведь была и есть некая система подготовки кадров для автошкол. У нее наверняка есть свои плюсы и минусы. Какие?

Я отвечу так – минусы – это то, что подготовкой специалистов для автошкол занимаются технические ВУЗы. Вот в чем проблема!  Должна быть изменена система. Надо прекратить готовить в технических ВУЗах людей, которые занимаются обучением. Вот если на фабрике лыжи изготавливают, то лыжника что, там же? Или давайте в строительной системе, которая строит бассейны, будем готовить пловцов. Вот в чем парадокс.

Я знаю, что ваша кафедра называется кафедрой автоспорта и безопасности дорожного движения. Эти два понятия вообще как сочетаются?

Кафедра занимается изучением поведения человека в его экстремальной деятельности. Нет экстремальных видов спорта, это понятие давно уже ушло из жизни. Ведь что такое экстремальный вид спорта? Автомобиль, который едет очень быстро - это экстрим?  Нет, это экстремальная деятельность человека. Я всегда провожу такую параллель: управлять автомобилем на скорости 200 км/ч – это экстрим?

Экстрим.

Нет. Это экстремальная деятельность. А вот если водитель на такой скорости въезжает в стену - это уже экстрим. На двух колесах между трамваями – это тоже экстремальная деятельность. Так вот, наша кафедра и изучает экстремальную деятельность человека.

Мы постоянно наблюдаем эту деятельность на наших дорогах. Когда по дороге общего пользования, по той же трассе «Скандинавия» несется автомобиль со скоростью 200 км/ч, с одной стороны - это экстрим для окружающих, а с другой - экстремальная деятельность для того, кто едет  в этой машине. И зачастую человек, который позволяет себе такие вещи, это не экстремал. Это идиот, который просто не способен понять, что может произойти с его автомобилем на такой скорости в критической ситуации. Вот Шумахер или наш Виталий Петров тоже занимаются экстремальной деятельностью, но только на гоночной трассе, не ставя под угрозу жизни обычных автолюбителей.

Не надо готовить из всех водителей гонщиков, но надо, чтобы даже на такой небольшой скорости, как  40 км/ч, люди могли управлять своим транспортным средством. Лозунг нашего Центра таков: «заставьте автомобиль делать то, что хотите вы, а не наоборот». Вот  цель и задача, которую надо ставить перед собой.

Ну, давайте попробуем подытожить наш разговор. Какой срок вот вы даете, чтобы в России изменилась ситуация на дорогах?

В городе должен быть автодром, на котором должны учиться, тренироваться и проходить переподготовку не только обыкновенные водители, но и спец. службы, и водители автобусов, и водители  «большегрузов» и т.д. Пока же решения этого вопроса нет. ВЕвропе еще в 1979 году в исследовании Dreyerog Janke было доказано, что в первый год после начала обучения у учеников, которые занимались на автодроме, было на 33% меньше ДТП на одного водителя, чем у учеников контрольной группы. В Австрии с населением 2,5 млн. человек, построено 18 автодромов, по 35 гектаров каждый. У них почему-то есть возможность строить автодромы, у нас – нет. О какой безопасности можно тогда говорить?  И какие сроки можно прогнозировать? Поэтому и продолжается проблема «дураков на дорогах», ведь гораздо легче обвинять всех водителей, называя их «дураками» и нарушителями, чем реально принять меры по уменьшению аварийности на дорогах нашей страны.

Информация:

Андрей Васильевич Герасенков

 мастер спорта международного класса, победитель этапов чемпионатов Европы, руководитель Центра высшего водительского мастерства,

 зав. кафедрой автомобильного спорта и безопасности дорожного движения университета имени Лесгафта, кандидат педагогических наук

СПРАВКА

Статистика аварийности за девять месяцев (январь-сентябрь) 2010 года

За 9 месяцев (январь-сентябрь) 2010 года в Российской Федерации произошло 143 608 (-2,5%) дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибли 18 333 (-7,2%) человека, а 181 779 (-2,2%) человек получили ранения.

8 930 (-6,3%) ДТП произошло по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения, в результате этих ДТП 1 397 (-22,9%) человек погибли, а 13 069 (-6,8%) человек получили ранения.

За указанный период произошло 15 548 (+0,1%) ДТП с участием детей, в которых 696 (-3,2%) детей погибли, а 16 240 (+0,3%) детей получили ранения.

© kosmodevochka

Сделать бесплатный сайт с uCoz